Типографика окружает человечество на протяжении сотен лет. Каждый из нас соприкасается с этим явлением ежедневно, листая ленту в любимой социальной сети, читая составы на этикетках продуктов в магазине и рассматривая рекламные постеры.
Типографика - это визуальное оформление текста, важный элемент брендинга и ключевая составляющая композиции.
Известно, что люди владели искусством начертания более тысячи лет назад — задолго до появления специальных устройств для печати. Каждый элемент тщательно продумывался, отрисовывался в черновом варианте и только потом переносился на бумагу к основному тексту.
Типографика включает множество аспектов: от верстки газет и журналов до проработки шрифтов для логотипов. С развитием технического прогресса она стала распространяться повсеместно: теперь её методы и приемы используются не только в издательствах.
Современная типографика «отвечает» не исключительно за разборчивость текста, но и за графическое его оформление.
Начертание должно вызывать у читателя определенные ассоциации и эмоции, подталкивать к конкретным действиям.
Перед тем, как погрузиться в увлекательный мир типографики, условимся с терминологией. Понятия «шрифт» и «гарнитура» часто применяются в качестве синонимов: это не совсем верно. Гарнитура представляет собой набор шрифтов, тогда как шрифт — один из стилей, содержащийся в гарнитуре.
Все существующие гарнитуры разделяются на четыре основных вида — антиква, гротеск, рукописные и акцидентные.
Антиква (также именуется «гуманистическим стилем») представляет собой начертание с засечками — небольшими элементами, выходящими за пределы основных составляющих символа. Это один из самых старых и популярных стилей: он вдохновлен традиционной каллиграфией.
Считается, что антиква появилась более 600 лет назад. Гарнитуры с засечками — строгий, «формальный» вариант для официальных бумаг. Они часто встречаются в печатных изданиях и документах. Такие шрифты имеют множество способов исполнения, могут выделяться полужирным, прописываться курсивом и т.п. Самым известным начертанием антиква является Times New Roman.
Гротеск обрёл популярность относительно недавно — в середине ХХ века. От упомянутого выше гуманистического стиля его отличает готический вид. Начертание считается более современным и четким, хорошо подходит для электронных текстов: легко читается с экранов. Такая гарнитура — великолепный выбор для заголовков. Наиболее известным её «представителем» является шрифт Arial.
Рукописная гарнитура уникальна благодаря художественности и изяществу изгибов. Как и Гротеск, рукописная гарнитура появилась в середине ХХ века. Преимущество рукописных шрифтов — элегантность и красота, недостаток — сложночитаемость: не каждый можно быстро и легко разобрать. Подходить к выбору таких начертаний следует максимально ответственно: шрифт должен привлекать, вызывать интерес, а не отталкивать своей замысловатостью.
Акцидентная гарнитура — самая необычная и неформальная из всех. Шрифты очень оригинальны, запоминаются, создают уникальный стиль. Такие варианты станут замечательным выбором для заголовков и логотипов.
В отдельную группу выделяются наборные шрифты: они используются в книгах и онлайн-изданиях. Их ключевое преимущество заключается в том, что они понятны даже в малом размере.
Знание базовых составляющих поможет лучше ориентироваться в многообразии начертаний, быстрее подбирать то, что нужно.
Лидинг, межстрочный интервал, интерлиньяж: все это обозначения одного и того же понятия — расстояния между строками. Правильно выставленный интерлиньяж делает текст более читабельным. Если межстрочный интервал минимальный, текст становится неразборчивым — читать его крайне сложно. Слишком большое расстояние также усложняет восприятие: необходимо придерживаться «золотой середины» и выбирать среднее значение (например, вариант «по умолчанию»).
Межбуквенный интервал, или трекинг, — расстояние между соседними символами. Слишком маленький межбуквенный интервал создаёт эффект сжимания, слишком большой затрудняет отделение одного слова от другого. Параметры можно выставить вручную: современные программы предоставляют такую возможность.
Кернинг регулирует расстояние между буквами исключительно внутри слов: значения не распространяются на весь текст в целом. Чаще всего этот инструмент применяется при начертании логотипов: позволяет реализовывать необычные стилистические задумки.
Графема — минимальная единица текста — символ (буква, цифра, знак препинания).
Глиф — графическое изображение графемы в определенном начертании.
Кегль — размер символа по вертикали.
Отдельно скажем несколько слов про леттеринг — надписи уникальными начертаниями, схожими с каллиграфическими. Леттеринг не является основной для формирования шрифтов, однако нередко используется для создания красивых надписей на афишах, плакатах и т.д.
Выравнивание текста позволяет придать его элементам одинаковое расстояние, сделать единым размер всех его составляющих. Существует четыре варианта выравнивания: по левому и правому краям, по центру либо по ширине. Одним из наиболее популярных является выравнивание текста по ширине.
Иерархия — выделение тематически значимых элементов текста: заголовков различных уровней, врезков и других составляющих. Может выполняться посредством прописывания подзаголовков H1-H5, полужирного и курсивного выделения, размера шрифта, оттенков и т.д.
Рубрикация — внутреннее деление текста на смысловые блоки: главы, части, разделы. Рубрикация позволяет упростить восприятие материала: её необходимо использовать при верстке крупных текстов — лонгридов, инструкций и т.п.
Полоса — все занятое текстом и графическими элементами пространство.
Любой текст в первую очередь создаётся для того, чтобы быть прочитанным, а лишь во вторую — чтобы дополнить общую визуальную концепцию. Следите за читабельностью: выбирайте контрастирующий с фоном оттенок, понятные шрифт, настраивайте интервалы и другие параметры. Уделите внимание каждому элементу: небольшой недочёт может испортить впечатление.
Не рекомендуем использовать много шрифтов в рамках одного материала: три и более начертаний рискуют сделать текст слишком насыщенным визуально, а от этого сложным для чтения.
Сочетание гармонично подобранных шрифтов (они могут быть элементами разных гарнитур) называется шрифтовой парой. Признаком, объединяющим начертания в единую концепцию, может быть как сходство, так и контрастность. Довольно часто шрифтовой парой становятся вариации исполнения одного и того же шрифта — полужирное начертание и курсив. Особенно осторожно следует сочетать шрифты гарнитур Антиква и Гротеск: они не должны вступать в «конфликт» и привлекать все внимание исключительно к себе.
Не нагромождайте текстом всё пустое пространство — оставляйте воздух. Расположенные рядом большие абзацы отталкивают: мало кто захочет вникать в суть подобного текста. Старайтесь излагать мысль лаконично и выделять действительно значимую для восприятия информацию.
Помните о стиле: выбирайте наиболее подходящее направлению деятельности начертания. Не стоит излишне экспериментировать, если необходимо оформить визуальную концепцию компании, которая не занимается творческим видом деятельности. И наоборот: не следует подбирать строгие классические шрифты для оформления дизайна креативного проекта. Помните, что неверно подобранное начертание может испортить все впечатление о проекте, в то время как правильно выбранный шрифт — сделать графический концепт гармоничным, задать ему настроение.
Типографика невероятно обширна и увлекательная! Погружайтесь в мир гарнитур и шрифтов: изучайте новые начертания и не забывайте экспериментировать с сочетаниями, ведь только так можно найти фирменный стиль!
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.
Instagram* – это та сфера, где визуальные эффекты помогают привлечь внимание случайного пользователя. Но что…
Легко узнаваемый дизайн спортивного логотипа очень много значит для любой спортивной команды. Мы подробнее рассмотрим…
Какие прибыльные идеи для бизнеса в 2024 году достаточно выгодны и не сопряжены с большими…
Брендинг – это то, что на сегодняшний день влияет на успех любого бизнеса, и Wildberries…
Создание качественного контента для YouTube – длительный и трудоемкий процесс. Чтобы добиться успеха, нужны не…
Логотипы в наши дни приобретают все большее значение, поскольку они визуально представляют ваш бизнес. Фирменный…