Мы живем в век коммуникаций — времени, где грамотное продвижение позволяет бизнесу долго оставаться на виду и на слуху. Так обстоят дела не первый год: о важности инструментов взаимодействия с общественностью специалисты говорят более 10 лет. К сожалению, до сих пор многие не осознают значимость коммуникации. Зачастую её недооценивают те, кому она нужна — владельцы бизнеса.
Некоторые предприниматели, не пытавшиеся реализовать грамотную PR-стратегию, ведут речи о том, что пиар не повышает продажи. Имеют место быть заявления, что от поддержания связи с клиентами нет никакого толку. Можно продолжать уповать на переполненный рынок и нечестных конкурентов, ждать сезона и потока клиентов, нашедших ваш проект через сарафанное радио.
Однако, оптимальным же вариантом является создание в любое удобное время PR-кампании. Кстати, такие кампании, тактики и стратегии не всегда растягиваются на годы и требуют миллионного бюджета. Мы прекрасно понимаем, что финансирование малого бизнеса ограничено, поэтому рекомендуем начать с нескольких малозатратных (или даже бесплатных) мер продвижения. Разберем их дальше в статье.
Основными функциями являются трансляция аудитории миссии и ценностей проекта, формирование успешной коммуникации. Специалисты должны способствовать продвижению бизнеса, создать ему положительный имидж в СМИ.
Давайте разберемся с этими страхами раз и навсегда!
Часто в своих социальных сетях медиа ищут экспертов для предстоящих публикаций. Для более смелых предложим самим написать сообщения в редакцию. Желательно, чтобы письма были приурочены к событию, где ваше появление уместно.
К примеру: «Здравствуйте, я руководитель пекарни из такого-то города. На следующую неделе празднуется день хлеба / устраивается ярмарка и т.п., где я буду со своей продукцией. Если готовите репортаж, и вам нужны комментарии, всегда можете мне написать и позвонить».
Журналисты часто нуждаются в героях выпусков и сохраняют полезные контакты на будущее, поэтому пренебрегать таким способом не стоит. Сюда же добавим пиар-группы и сообщества (СММ-чаты): они есть практически в каждом среднем и крупном городе. Вступить в них — дальновидное решение.
Попробуйте поинтересоваться у знакомых СММ-специалистов, на форумах из поисковых систем или у админов крупных городских пабликов. PR группы и сообщества — своеобразный «рынок» поиска экспертных мнений. Имейте в виду, что вход может быть платным, стоимость обычно символическая и не превышает 500-1000 рублей.
В идеале компания должна мелькать в различных СМИ 2-3 раза в месяц, однако на первых порах это бывает непросто: не ставьте себе жёстких рамок, но помните — чем больше, тем лучше. Заказать статью в новых и маленьких изданиях не будет лишним.
Очевидно, что крупный инфлюенсер не готов сотрудничать с начинающим предпринимателем. Подарите услугу или скидки на покупки блогеру с несколькими тысячами подписчиков из своего города, дайте скидку его аудитории. Помните, что каждое упоминание вашего бренда — всегда плюс.
К этому методу компаниям нельзя прибегать слишком часто. При умелом использовании он может дать хороший эффект. Помните, что компании не следует хайповать через что-то негативное. Настоятельно не рекомендуем выбирать темы политики, религии, каких-либо меньшинств.
Разумеется, позитивный хайп сложнее продвигать, но это того стоит. Можно снять оригинальное короткое видео о рекордах и достижениях своей работы. Интересный кейс, необычный клиент или взгляд на неординарное применение своей продукции тоже кому-то подойдут.
Рассылайте пресс-релизы и вирусные новости в сообщества в социальных сетях и СМИ. Можно заключить договор с профессиональными пиар-специалистами, которые сделают абсолютно всю работу для стартапов в этом направлении за вас. Однако можно самому написать пресс-релиз (или воспользоваться услугами копирайтера-фрилансера) и вручную разослать сообщения. В первом случае прайс составляет от 20000-30000 рублей, однако письма попадают в редакции сотен региональных и федеральных изданий (в том числе профильных, ориентированных на вашу тему СМИ).
Аналогично с телеграм-каналами и другими социальными сетями: периодические рассылки об интересных событиях проекта могут превратиться в новости, которые добавят известности малому бизнесу. Админы небольших и средних каналов часто ломают голову над контент-планами и будут рады оригинальным инфоповодам.
Участвуйте в событиях (флешмобах, конференциях и т.д.) коллег или, если это уже по силам, создавайте свои собственные. Не упускайте возможность засветить свою компанию в местах, где может быть ваша потенциальная аудитория, конкуренты или СМИ.
Ведите социальные сети даже с небольшим количеством просмотров постов. Небольшое количество подписчиков все равно может в несколько раз увеличить продажи компании. Cо временем число будет расти, реклама сработает: люди начнут приходить из самых разных источников (от «сарафана» до публикации в крупной федеральной газете).
Просите клиентов оставлять отзывы. Важна работа как с позитивными, так и с негативными мнениями. Комментарии от аудитории — важный показатель того, что проект живой: он развивается и совершенствуется. Кстати, наличие отрицательных отзывов – превосходная почва для роста. Исправление моментов, которые не нравятся потребителям, поможет стать лучше и приблизиться к достигшим больших результатов конкурентам.
Не забывайте периодически доносить ценность своей продукции до «холодной» аудитории (либо формировать эту ценность), ведь люди не заинтересуются в товаре и услуге вашего бизнеса, если не осознают их необходимость.
Не хочу негатива в свою сторону. Как запустить пиар-акцию, чтобы не ухудшить репутацию?
В первую очередь в бизнесе нужно понимать, что от ошибки не застрахован никто: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не прибегайте к сомнительным темам, не выставляйте конкурентов в негативном ключе. Держите наготове 2-3 позитивных идеи, чтобы суметь быстро отвлечь внимание публики, если ситуация зайдет не в то русло.
Понятно, что сферы деятельности могут быть разными, не все связаны с развлечениями и креативом, однако чаще всего удается продвинуть что-нибудь из лёгких тем в непринужденной подаче.
Исключение — ситуация, когда действительно требуется извиниться перед кем-либо. Если весомой причины нет, и просто надоело придерживаться ранее обозначенного курса, подумайте над более гладким переходом к актуальной стратегии.
Держите наготове несколько способов и помните, что иногда так называемый «пиар-выстрел» — лишь дело случая, он не всегда напрямую зависит от выбранного метода.
Не пренебрегайте PR и помните, что этот инструмент доступен не только большим корпорациям с огромной прибылью. Алгоритмы работают для всех одинаково, вложения лишь ускоряют процесс, однако приличную сумму всё ещё можно компенсировать креативом. Не бойтесь заявлять о себе и становиться заметным: это самый доступный вариант для продвижения малого бизнеса.
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.
Instagram* – это та сфера, где визуальные эффекты помогают привлечь внимание случайного пользователя. Но что…
Легко узнаваемый дизайн спортивного логотипа очень много значит для любой спортивной команды. Мы подробнее рассмотрим…
Какие прибыльные идеи для бизнеса в 2024 году достаточно выгодны и не сопряжены с большими…
Брендинг – это то, что на сегодняшний день влияет на успех любого бизнеса, и Wildberries…
Создание качественного контента для YouTube – длительный и трудоемкий процесс. Чтобы добиться успеха, нужны не…
Логотипы в наши дни приобретают все большее значение, поскольку они визуально представляют ваш бизнес. Фирменный…