Мы живем в век коммуникаций — времени, где грамотное продвижение позволяет бизнесу долго оставаться на виду и на слуху. Так обстоят дела не первый год: о важности инструментов взаимодействия с общественностью специалисты говорят более 10 лет. К сожалению, до сих пор многие не осознают значимость коммуникации. Зачастую её недооценивают те, кому она нужна — владельцы бизнеса.
Некоторые предприниматели, не пытавшиеся реализовать грамотную PR-стратегию, ведут речи о том, что пиар не повышает продажи. Имеют место быть заявления, что от поддержания связи с клиентами нет никакого толку. Можно продолжать уповать на переполненный рынок и нечестных конкурентов, ждать сезона и потока клиентов, нашедших ваш проект через сарафанное радио.
Однако, оптимальным же вариантом является создание в любое удобное время PR-кампании. Кстати, такие кампании, тактики и стратегии не всегда растягиваются на годы и требуют миллионного бюджета. Мы прекрасно понимаем, что финансирование малого бизнеса ограничено, поэтому рекомендуем начать с нескольких малозатратных (или даже бесплатных) мер продвижения. Разберем их дальше в статье.
Основными функциями являются трансляция аудитории миссии и ценностей проекта, формирование успешной коммуникации. Специалисты должны способствовать продвижению бизнеса, создать ему положительный имидж в СМИ.
Давайте разберемся с этими страхами раз и навсегда!
Часто в своих социальных сетях медиа ищут экспертов для предстоящих публикаций. Для более смелых предложим самим написать сообщения в редакцию. Желательно, чтобы письма были приурочены к событию, где ваше появление уместно.
К примеру: «Здравствуйте, я руководитель пекарни из такого-то города. На следующую неделе празднуется день хлеба / устраивается ярмарка и т.п., где я буду со своей продукцией. Если готовите репортаж, и вам нужны комментарии, всегда можете мне написать и позвонить».
Журналисты часто нуждаются в героях выпусков и сохраняют полезные контакты на будущее, поэтому пренебрегать таким способом не стоит. Сюда же добавим пиар-группы и сообщества (СММ-чаты): они есть практически в каждом среднем и крупном городе. Вступить в них — дальновидное решение.
Попробуйте поинтересоваться у знакомых СММ-специалистов, на форумах из поисковых систем или у админов крупных городских пабликов. PR группы и сообщества — своеобразный «рынок» поиска экспертных мнений. Имейте в виду, что вход может быть платным, стоимость обычно символическая и не превышает 500-1000 рублей.
В идеале компания должна мелькать в различных СМИ 2-3 раза в месяц, однако на первых порах это бывает непросто: не ставьте себе жёстких рамок, но помните — чем больше, тем лучше. Заказать статью в новых и маленьких изданиях не будет лишним.
Очевидно, что крупный инфлюенсер не готов сотрудничать с начинающим предпринимателем. Подарите услугу или скидки на покупки блогеру с несколькими тысячами подписчиков из своего города, дайте скидку его аудитории. Помните, что каждое упоминание вашего бренда — всегда плюс.
К этому методу компаниям нельзя прибегать слишком часто. При умелом использовании он может дать хороший эффект. Помните, что компании не следует хайповать через что-то негативное. Настоятельно не рекомендуем выбирать темы политики, религии, каких-либо меньшинств.
Разумеется, позитивный хайп сложнее продвигать, но это того стоит. Можно снять оригинальное короткое видео о рекордах и достижениях своей работы. Интересный кейс, необычный клиент или взгляд на неординарное применение своей продукции тоже кому-то подойдут.
Рассылайте пресс-релизы и вирусные новости в сообщества в социальных сетях и СМИ. Можно заключить договор с профессиональными пиар-специалистами, которые сделают абсолютно всю работу для стартапов в этом направлении за вас. Однако можно самому написать пресс-релиз (или воспользоваться услугами копирайтера-фрилансера) и вручную разослать сообщения. В первом случае прайс составляет от 20000-30000 рублей, однако письма попадают в редакции сотен региональных и федеральных изданий (в том числе профильных, ориентированных на вашу тему СМИ).
Аналогично с телеграм-каналами и другими социальными сетями: периодические рассылки об интересных событиях проекта могут превратиться в новости, которые добавят известности малому бизнесу. Админы небольших и средних каналов часто ломают голову над контент-планами и будут рады оригинальным инфоповодам.
Участвуйте в событиях (флешмобах, конференциях и т.д.) коллег или, если это уже по силам, создавайте свои собственные. Не упускайте возможность засветить свою компанию в местах, где может быть ваша потенциальная аудитория, конкуренты или СМИ.
Ведите социальные сети даже с небольшим количеством просмотров постов. Небольшое количество подписчиков все равно может в несколько раз увеличить продажи компании. Cо временем число будет расти, реклама сработает: люди начнут приходить из самых разных источников (от «сарафана» до публикации в крупной федеральной газете).
Просите клиентов оставлять отзывы. Важна работа как с позитивными, так и с негативными мнениями. Комментарии от аудитории — важный показатель того, что проект живой: он развивается и совершенствуется. Кстати, наличие отрицательных отзывов – превосходная почва для роста. Исправление моментов, которые не нравятся потребителям, поможет стать лучше и приблизиться к достигшим больших результатов конкурентам.
Не забывайте периодически доносить ценность своей продукции до «холодной» аудитории (либо формировать эту ценность), ведь люди не заинтересуются в товаре и услуге вашего бизнеса, если не осознают их необходимость.
Не хочу негатива в свою сторону. Как запустить пиар-акцию, чтобы не ухудшить репутацию?
В первую очередь в бизнесе нужно понимать, что от ошибки не застрахован никто: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не прибегайте к сомнительным темам, не выставляйте конкурентов в негативном ключе. Держите наготове 2-3 позитивных идеи, чтобы суметь быстро отвлечь внимание публики, если ситуация зайдет не в то русло.
Понятно, что сферы деятельности могут быть разными, не все связаны с развлечениями и креативом, однако чаще всего удается продвинуть что-нибудь из лёгких тем в непринужденной подаче.
Исключение — ситуация, когда действительно требуется извиниться перед кем-либо. Если весомой причины нет, и просто надоело придерживаться ранее обозначенного курса, подумайте над более гладким переходом к актуальной стратегии.
Держите наготове несколько способов и помните, что иногда так называемый «пиар-выстрел» — лишь дело случая, он не всегда напрямую зависит от выбранного метода.
Не пренебрегайте PR и помните, что этот инструмент доступен не только большим корпорациям с огромной прибылью. Алгоритмы работают для всех одинаково, вложения лишь ускоряют процесс, однако приличную сумму всё ещё можно компенсировать креативом. Не бойтесь заявлять о себе и становиться заметным: это самый доступный вариант для продвижения малого бизнеса.
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.
Если раньше мир следил за гонкой вооружений, то сегодня разворачивается гонка нейросетей, и доступ к…
Представьте интернет как огромный, хаотичный город с миллиардами зданий — каждое из них представляет собой…
В мире бизнеса и конкурентной борьбы компании сталкиваются с необходимостью адаптироваться к изменениям на рынке.…
В цифровую эпоху, когда конкуренция в почтовых ящиках как никогда жесткая, простое нажатие «отправить» из…
Умение сделать стильный дизайн для презентации стало необходимым навыком в современном визуально управляемом мире. Независимо…
В сложном переплетении брендинга и маркетинга разработка нейминга является отправной точкой, задающей тон для всей…