Пиар-советы для малого бизнеса

Мы живем в век коммуникаций — времени, где грамотное продвижение позволяет бизнесу долго оставаться на виду и на слуху. Так обстоят дела не первый год: о важности инструментов взаимодействия с общественностью специалисты говорят более 10 лет. К сожалению, до сих пор многие не осознают значимость коммуникации. Зачастую её недооценивают те, кому она нужна — владельцы бизнеса.

Некоторые предприниматели, не пытавшиеся реализовать грамотную PR-стратегию, ведут речи о том, что пиар не повышает продажи. Имеют место быть заявления, что от поддержания связи с клиентами нет никакого толку. Можно продолжать уповать на переполненный рынок и нечестных конкурентов, ждать сезона и потока клиентов, нашедших ваш проект через сарафанное радио.

Однако, оптимальным же вариантом является создание в любое удобное время PR-кампании. Кстати, такие кампании, тактики и стратегии не всегда растягиваются на годы и требуют миллионного бюджета. Мы прекрасно понимаем, что финансирование малого бизнеса ограничено, поэтому рекомендуем начать с нескольких малозатратных (или даже бесплатных) мер продвижения. Разберем их дальше в статье.

В чем главная задача пиара?

Задача пиар

Основными функциями являются трансляция аудитории миссии и ценностей проекта, формирование успешной коммуникации. Специалисты должны способствовать продвижению бизнеса, создать ему положительный имидж в СМИ. 

Преимущества PR стратегий

Pr стратегия
  • Рост узнаваемости: чем больше людей знает о компании, тем больше вероятность заполучить новых клиентов, заинтересованных в вашем продукте.
  • Повышение популярности: вероятно, о проекте уже слышали, но как такового интереса у целевой аудитории он не вызвал. Самое время исправить эти показатели: отличным решением станет грамотная PR тактика.
  • Улучшение репутации: редко какой предприниматель не допускает ошибок при открытии компании. Иногда эти ошибки дорого обходятся — целевая аудитория может разочароваться, недооценить проект. Пиар-акции не сотрут из памяти людей негативные воспоминания (например, некачественный продукт или сервис). Грамотный пиар через статьи в СМИ поможет рассказать общественности о том, что недочеты устранены, теперь все совсем иначе, больше неприятных ситуаций не повторится.
  • Скачок охватов и продаж: здесь происходит важный «коннект» — вас находит тот, кто нуждается в товаре или услуге, а вы находите клиентскую базу для продажи своего продукта.

Почему малый бизнес боится разбираться в пиаре и пользоваться PR-стратегиями?

Pr стратегии
  1. В первую очередь мешает страх потратить деньги впустую (не получить положительного результата);
  2. Среди предпринимателей бытует мнение, что в PR сложно вникать: «потрачу много времени и денег, но так и не пойму, что к чему»;
  3. «Привлеку к себе внимание — придет налоговая» (СанПиН или представители других государственных ведомств).

Давайте разберемся с этими страхами раз и навсегда!

  • «Не хочется тратить деньги впустую». А что, если они будут потрачены не впустую, и результат станет очевиден? Даже если стратегия где-то не сработает, у вас появится бесценный опыт, да и отрицательный результат — все же лучше, чем ничего. Если не попробуешь, не узнаешь. Деньги, вложенные в PR – это, в любом случае, инвестиция в бизнес.
  • Для изучения пиар-стратегий нужно много времени. Это миф. Докажем это, к концу статьи, когда дадим ценные советы и несколько вариантов действий для компаний.
  • Придут инспекторы. Если вы начали вести бизнес, соблюдая правила (подобрали подходящий режим налогообложения и уладили другие вопросы) — причин для волнений нет. В ином случае — настоятельно рекомендуем сделать это добровольно, пока бизнес небольшой, иначе с увеличением проекта добавится немалое количество проблем.

ТОП-7 PR советов для бизнеса

  • Подпишитесь на аккаунты ТВ-каналов, радио, печатных и онлайн-СМИ 
Подпишитесь на аккаунты ТВ-каналов, радио, печатных и онлайн-СМИ

Часто в своих социальных сетях медиа ищут экспертов для предстоящих публикаций. Для более смелых предложим самим написать сообщения в редакцию. Желательно, чтобы письма были приурочены к событию, где ваше появление уместно. 

К примеру: «Здравствуйте, я руководитель пекарни из такого-то города. На следующую неделе празднуется день хлеба / устраивается ярмарка и т.п., где я буду со своей продукцией. Если готовите репортаж, и вам нужны комментарии, всегда можете мне написать и позвонить».

Журналисты часто нуждаются в героях выпусков и сохраняют полезные контакты на будущее, поэтому пренебрегать таким способом не стоит. Сюда же добавим пиар-группы и сообщества (СММ-чаты): они есть практически в каждом среднем и крупном городе. Вступить в них — дальновидное решение.

Попробуйте поинтересоваться у знакомых СММ-специалистов, на форумах из поисковых систем или у админов крупных городских пабликов. PR группы и сообщества — своеобразный «рынок» поиска экспертных мнений. Имейте в виду, что вход может быть платным, стоимость обычно символическая и не превышает 500-1000 рублей. 

В идеале компания должна мелькать в различных СМИ 2-3 раза в месяц, однако на первых порах это бывает непросто: не ставьте себе жёстких рамок, но помните — чем больше, тем лучше. Заказать статью в новых и маленьких изданиях не будет лишним. 

  • Делайте коллаборации с блогерами
Коллаборации с блогерами

Очевидно, что крупный инфлюенсер не готов сотрудничать с начинающим предпринимателем. Подарите услугу или скидки на покупки блогеру с несколькими тысячами подписчиков из своего города, дайте скидку его аудитории. Помните, что каждое упоминание вашего бренда — всегда плюс.

  • Обратите внимание к хайпу 
внимание к хайпу

К этому методу компаниям нельзя прибегать слишком часто. При умелом использовании он может дать хороший эффект. Помните, что компании не следует хайповать через что-то негативное. Настоятельно не рекомендуем выбирать темы политики, религии, каких-либо меньшинств.

Разумеется, позитивный хайп сложнее продвигать, но это того стоит. Можно снять оригинальное короткое видео о рекордах и достижениях своей работы. Интересный кейс, необычный клиент или взгляд на неординарное применение своей продукции тоже кому-то подойдут.

  • Делайте посев пресс-релиза
посев пресс-релиза

Рассылайте пресс-релизы и вирусные новости в сообщества в социальных сетях и СМИ. Можно заключить договор с профессиональными пиар-специалистами, которые сделают абсолютно всю работу для стартапов в этом направлении за вас. Однако можно самому написать пресс-релиз (или воспользоваться услугами копирайтера-фрилансера) и вручную разослать сообщения. В первом случае прайс составляет от 20000-30000 рублей, однако письма попадают в редакции сотен региональных и федеральных изданий (в том числе профильных, ориентированных на вашу тему СМИ).

Аналогично с телеграм-каналами и другими социальными сетями: периодические рассылки об интересных событиях проекта могут превратиться в новости, которые добавят известности малому бизнесу. Админы небольших и средних каналов часто ломают голову над контент-планами и будут рады оригинальным инфоповодам.

  • Посещайте мероприятия 
мероприятия

Участвуйте в событиях (флешмобах, конференциях и т.д.) коллег или, если это уже по силам, создавайте свои собственные. Не упускайте возможность засветить свою компанию в местах, где может быть ваша потенциальная аудитория, конкуренты или СМИ.

  • Используйте преимущества SMM
smm

Ведите социальные сети даже с небольшим количеством просмотров постов. Небольшое количество подписчиков все равно может в несколько раз увеличить продажи компании. Cо временем число будет расти, реклама сработает: люди начнут приходить из самых разных источников (от «сарафана» до публикации в крупной федеральной газете).

  • Получайте обратную связь
обратная связь

Просите клиентов оставлять отзывы. Важна работа как с позитивными, так и с негативными мнениями. Комментарии от аудитории — важный показатель того, что проект живой: он развивается и совершенствуется. Кстати, наличие отрицательных отзывов – превосходная почва для роста. Исправление моментов, которые не нравятся потребителям, поможет стать лучше и приблизиться к достигшим больших результатов конкурентам. 

Не забывайте периодически доносить ценность своей продукции до «холодной» аудитории (либо формировать эту ценность), ведь люди не заинтересуются в товаре и услуге вашего бизнеса, если не осознают их необходимость.

Не хочу негатива в свою сторону. Как запустить пиар-акцию, чтобы не ухудшить репутацию?

В первую очередь в бизнесе нужно понимать, что от ошибки не застрахован никто: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не прибегайте к сомнительным темам, не выставляйте конкурентов в негативном ключе. Держите наготове 2-3 позитивных идеи, чтобы суметь быстро отвлечь внимание публики, если ситуация зайдет не в то русло.

ТОП 3 ошибки в пиаре малого бизнеса

Ошибки в пиаре
  • Чрезмерная серьезность 

Понятно, что сферы деятельности могут быть разными, не все связаны с развлечениями и креативом, однако чаще всего удается продвинуть что-нибудь из лёгких тем в непринужденной подаче.

  • Опровергать ранее сделанные заявления и говорить, что все это было шуткой 

Исключение — ситуация, когда действительно требуется извиниться перед кем-либо. Если весомой причины нет, и просто надоело придерживаться ранее обозначенного курса, подумайте над более гладким переходом к актуальной стратегии.

  • Делать ставку на одну PR-тактику

Держите наготове несколько способов и помните, что иногда так называемый «пиар-выстрел» — лишь дело случая, он не всегда напрямую зависит от выбранного метода.

Заключение

Не пренебрегайте PR и помните, что этот инструмент доступен не только большим корпорациям с огромной прибылью. Алгоритмы работают для всех одинаково, вложения лишь ускоряют процесс, однако приличную сумму всё ещё можно компенсировать креативом. Не бойтесь заявлять о себе и становиться заметным: это самый доступный вариант для продвижения малого бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *