Изготовление логотипа для заказчика — это отдельный разговор. И если для кого-то 100-150 логотипов, изготовленных для заказчика, — много, то важно знать маленький нюанс. Компании, специализирующиеся на создании лого, или же индивидуально работающие дизайнеры делают их тысячами.
Интересный факт: каждый заказчик абсолютно по-своему видит будущий логотип компании, его миссию и сам процесс создания эмблемы. И если одним требуется лишь соблюдение определенных параметров, прописанных в требованиях проекта, то другие — руководствуются глубоким смыслом и могут пересмотреть десятки черновых вариантов, прежде чем найдут «что-то похожее» на идеальный эскиз.
Еще лет 5-6 назад никто не вникал в процесс создания и, собственно, в сам смысл логотипа для компании. Изготавливали его, в основном, из-за того, что у всех есть, значит и нам надо. И, обращаясь к дизайнерам, заказчики могли называть логотип и «лейблом», и «картинкой», и даже «надпись, чтобы её кругом печатать». Такой сумбурный вариант требований мог преобразоваться в такой же результат. Естественно, такой лого вряд ли бы по-настоящему представил фирму и зацепил клиента.
Давайте разберемся, что же такое хороший логотип, каков смысл его создания и так ли важно его разрабатывать.
Логотип — это аналог знака качества
Самое важное, о чем следует помнить, — это то, что логотип является знаком качества. Так он должен позиционироваться если не заказчиком, то хотя бы разработчиком.
Например, продажа какого-либо товара должна ассоциироваться с чем-то у покупателя, так вот, визуальная картинка в этот момент всегда содержит логотип. То же самое и при предоставлении услуг. Лого — это всегда отражение высокого качества товаров и услуг компании, которая их предлагает. При одном только взгляде на данный товарный знак должна появляться причинно-следственная связь «потребность — логотип — мысль (высокое качество) — действие (беру)».
Таким образом, графический знак является носителем свойств товара или услуги. Поэтому брендированная продукция относится к дорогостоящему сегменту на рынке аналогичных товаров и услуг.
И если логотип компании будет неизвестный, то покупатель сначала проявит настороженность к товару, какими бы он превосходными качествами не обладал. Следует также упомянуть и о логотипе, который служит мощной рекламой, но представляет товар сомнительного качества. Да, безусловно, такой товар привлечет покупателя, но это будет единожды.
Теперь становится ясно, отчего при неправомерном использовании того или иного логотипа происходят судебные тяжбы и многочисленные иски. Всего лишь раз «засветившийся» в сомнительной ситуации (предложении плохого товара или некачественной услуги) хороший логотип может полностью утратить былую привлекательность для потребителя. А это будут многомиллионные потери для владельцев, и все рекламные кампании, PR-акции и брендирование станут пустой тратой и денег, и труда, и времени.
Иногда достаточно одного текста
Пол Рэнд создал всемирно известную синюю надпись на желтом овальном фоне еще в XX веке, и этот логотип навсегда остался с компанией IKEA.
Сейчас заказчик требует большего, и такие простые, но запоминающиеся надписи, к сожалению, или к счастью, но не в почете. Так утрачивается уникальное свойство логотипа — запоминаемость.
Современный клиент требует предельно понятного отображения товара или услуги на лого. Продуктовый магазин — изображение еды или корзины для продуктов, строительная компания — строительный инструмент, спецодежда, каска или роба, СТО — автомобиль или ключи и так далее.
Наиболее поразительным является тот факт, что логотипы титанов международного рынка товаров и услуг абсолютно никак не связаны визуально с товарами брендов, которые они представляют.
Двигаемся к наиболее простому варианту
Даже у сильных игроков когда-то были другие логотипы: у Nokia была голова рыбы, а Samsung занималась продажей риса и имела соответствующий ассоциативный логотип. Но сейчас они получили не только многолетний опыт на мировом рынке, но и безмерную мудрость, поэтому их лого сейчас — это консервативный текст.
Но это произошло со временем, постепенно компании стали универсальными и не специализировались на чем-то одном. Так логотипы постепенно сбросили лишний груз визуального мусора и превратились в графически консервативные лого.
Визуальное восприятие логотипа и становление ассоциативных связей
При получении потребителем отличного товара или качественной услуги, он интуитивно запоминает логотип компании. Даже если лого выглядит отвратно, человек запомнит его и при необходимости будет искать. Это станет его графическим маркером для хорошего качества.
Основной смысл заключается в том, что иногда следует отступать от признанных канонов качественного логотипа. Например, возьмем компанию Apple, разве там есть яблоки? Они их выращивают или реализуют? Нет, но логотип работает по схеме «эмблема = качество».
Иногда можно просто запустить товар и немного выждать, может смысл логотипа проявится несколько позже.
Самое сложное в ситуации, когда заказчик приходит и искренне просит хороший логотип, как у Эппл/ Макинтош/ Нокиа/ Найк и прочих фирм, это частое недовольство готовым результатом. То есть клиент просит просто и со вкусом, а получая то самое, говорит о слишком простом логотипе.
И загвоздка здесь в следующем — клиента тот или иной логотип цепляет своей связью с качественными свойствами продукта, а не с самим логотипом. Такой эффект следует заработать трудом и качеством, заслужить у своего потребителя.
Логотип — это «пустое»
Некоторые компании искренне верят в вышенаписанное утверждение и вот один из примеров: некая дистрибьюторская фирма, занимающаяся прокатом и продажей кинематографии долго и упорно препятствовала созданию своего логотипа. Твердо веря в то, что кому надо, те и так, придут и возьмут фильм. И отчасти руководители фирмы были правы, даже если логотип будет, он никак не отразит качество фильмов, которые она представляет. Чаще всего в таких ситуациях ключевое решение принимается после взгляда на ценник.
Сперва дело, после — лого
Такая ситуация часто наблюдается у начинающих предпринимателей, они долго планируют чем заняться, также долго выбирают название, а когда дело доходит до логотипа… В итоге бизнес просто не запускается из-за чрезмерного внимания к сопутствующим, графическим обозначениям. И это не единственная типичная ошибка, рассмотрим еще несколько:
- молодые бизнесмены сами создают логотип компании и обращаются в профильные компании за облагораживанием своего творения;
- сильно заморачиваются над названием, бросая на это все силы и мысли;
- пускают все на самотек или делают с долей скепсиса.
А есть те, кто упорно занимается бизнесом. Здесь стоит упомянуть избитую, но важную фразу: «Бизнес первичен, логотип десятичен».
Итог
Логотип обязан быть цепляющим и консервативно простым. Он — олицетворение качества. Да, это просто форма товарного знака, и она не выполняет за держателя бизнеса его работу, но логотип может стать яркой и запоминающейся визиткой товара.
Поэтому, если смартфон Samsung не оправдал ожиданий, следующим, скорее всего, будет куплен Apple. Даже огромные денежные вливания не смогут изменить что-то. Никакой многоэлементный логотип не станет эффективным. Краткость — вот что запомнится. Это основная цель создания хорошего логотипа.
По-моему простой логотип — это всегда хорошо. Не нужно усложнять, хотя так хочется 😉