Типографика окружает человечество на протяжении сотен лет. Каждый из нас соприкасается с этим явлением ежедневно, листая ленту в любимой социальной сети, читая составы на этикетках продуктов в магазине и рассматривая рекламные постеры.
Типографика - это визуальное оформление текста, важный элемент брендинга и ключевая составляющая композиции.
Известно, что люди владели искусством начертания более тысячи лет назад — задолго до появления специальных устройств для печати. Каждый элемент тщательно продумывался, отрисовывался в черновом варианте и только потом переносился на бумагу к основному тексту.
Типографика включает множество аспектов: от верстки газет и журналов до проработки шрифтов для логотипов. С развитием технического прогресса она стала распространяться повсеместно: теперь её методы и приемы используются не только в издательствах.
Современная типографика «отвечает» не исключительно за разборчивость текста, но и за графическое его оформление.
Начертание должно вызывать у читателя определенные ассоциации и эмоции, подталкивать к конкретным действиям.
Перед тем, как погрузиться в увлекательный мир типографики, условимся с терминологией. Понятия «шрифт» и «гарнитура» часто применяются в качестве синонимов: это не совсем верно. Гарнитура представляет собой набор шрифтов, тогда как шрифт — один из стилей, содержащийся в гарнитуре.
Виды гарнитур
Все существующие гарнитуры разделяются на четыре основных вида — антиква, гротеск, рукописные и акцидентные.
Антиква (также именуется «гуманистическим стилем») представляет собой начертание с засечками — небольшими элементами, выходящими за пределы основных составляющих символа. Это один из самых старых и популярных стилей: он вдохновлен традиционной каллиграфией.
Считается, что антиква появилась более 600 лет назад. Гарнитуры с засечками — строгий, «формальный» вариант для официальных бумаг. Они часто встречаются в печатных изданиях и документах. Такие шрифты имеют множество способов исполнения, могут выделяться полужирным, прописываться курсивом и т.п. Самым известным начертанием антиква является Times New Roman.
Гротеск обрёл популярность относительно недавно — в середине ХХ века. От упомянутого выше гуманистического стиля его отличает готический вид. Начертание считается более современным и четким, хорошо подходит для электронных текстов: легко читается с экранов. Такая гарнитура — великолепный выбор для заголовков. Наиболее известным её «представителем» является шрифт Arial.
Рукописная гарнитура уникальна благодаря художественности и изяществу изгибов. Как и Гротеск, рукописная гарнитура появилась в середине ХХ века. Преимущество рукописных шрифтов — элегантность и красота, недостаток — сложночитаемость: не каждый можно быстро и легко разобрать. Подходить к выбору таких начертаний следует максимально ответственно: шрифт должен привлекать, вызывать интерес, а не отталкивать своей замысловатостью.
Акцидентная гарнитура — самая необычная и неформальная из всех. Шрифты очень оригинальны, запоминаются, создают уникальный стиль. Такие варианты станут замечательным выбором для заголовков и логотипов.
В отдельную группу выделяются наборные шрифты: они используются в книгах и онлайн-изданиях. Их ключевое преимущество заключается в том, что они понятны даже в малом размере.
Основные элементы типографики
Знание базовых составляющих поможет лучше ориентироваться в многообразии начертаний, быстрее подбирать то, что нужно.
Лидинг, межстрочный интервал, интерлиньяж: все это обозначения одного и того же понятия — расстояния между строками. Правильно выставленный интерлиньяж делает текст более читабельным. Если межстрочный интервал минимальный, текст становится неразборчивым — читать его крайне сложно. Слишком большое расстояние также усложняет восприятие: необходимо придерживаться «золотой середины» и выбирать среднее значение (например, вариант «по умолчанию»).
Межбуквенный интервал, или трекинг, — расстояние между соседними символами. Слишком маленький межбуквенный интервал создаёт эффект сжимания, слишком большой затрудняет отделение одного слова от другого. Параметры можно выставить вручную: современные программы предоставляют такую возможность.
Кернинг регулирует расстояние между буквами исключительно внутри слов: значения не распространяются на весь текст в целом. Чаще всего этот инструмент применяется при начертании логотипов: позволяет реализовывать необычные стилистические задумки.
Графема — минимальная единица текста — символ (буква, цифра, знак препинания).
Глиф — графическое изображение графемы в определенном начертании.
Кегль — размер символа по вертикали.
Отдельно скажем несколько слов про леттеринг — надписи уникальными начертаниями, схожими с каллиграфическими. Леттеринг не является основной для формирования шрифтов, однако нередко используется для создания красивых надписей на афишах, плакатах и т.д.
Выравнивание текста позволяет придать его элементам одинаковое расстояние, сделать единым размер всех его составляющих. Существует четыре варианта выравнивания: по левому и правому краям, по центру либо по ширине. Одним из наиболее популярных является выравнивание текста по ширине.
Иерархия — выделение тематически значимых элементов текста: заголовков различных уровней, врезков и других составляющих. Может выполняться посредством прописывания подзаголовков H1-H5, полужирного и курсивного выделения, размера шрифта, оттенков и т.д.
Рубрикация — внутреннее деление текста на смысловые блоки: главы, части, разделы. Рубрикация позволяет упростить восприятие материала: её необходимо использовать при верстке крупных текстов — лонгридов, инструкций и т.п.
Полоса — все занятое текстом и графическими элементами пространство.
На что обращать внимание при оформлении текста?
Любой текст в первую очередь создаётся для того, чтобы быть прочитанным, а лишь во вторую — чтобы дополнить общую визуальную концепцию. Следите за читабельностью: выбирайте контрастирующий с фоном оттенок, понятные шрифт, настраивайте интервалы и другие параметры. Уделите внимание каждому элементу: небольшой недочёт может испортить впечатление.
Не рекомендуем использовать много шрифтов в рамках одного материала: три и более начертаний рискуют сделать текст слишком насыщенным визуально, а от этого сложным для чтения.
Сочетание гармонично подобранных шрифтов (они могут быть элементами разных гарнитур) называется шрифтовой парой. Признаком, объединяющим начертания в единую концепцию, может быть как сходство, так и контрастность. Довольно часто шрифтовой парой становятся вариации исполнения одного и того же шрифта — полужирное начертание и курсив. Особенно осторожно следует сочетать шрифты гарнитур Антиква и Гротеск: они не должны вступать в «конфликт» и привлекать все внимание исключительно к себе.
Не нагромождайте текстом всё пустое пространство — оставляйте воздух. Расположенные рядом большие абзацы отталкивают: мало кто захочет вникать в суть подобного текста. Старайтесь излагать мысль лаконично и выделять действительно значимую для восприятия информацию.
Помните о стиле: выбирайте наиболее подходящее направлению деятельности начертания. Не стоит излишне экспериментировать, если необходимо оформить визуальную концепцию компании, которая не занимается творческим видом деятельности. И наоборот: не следует подбирать строгие классические шрифты для оформления дизайна креативного проекта. Помните, что неверно подобранное начертание может испортить все впечатление о проекте, в то время как правильно выбранный шрифт — сделать графический концепт гармоничным, задать ему настроение.
Типографика невероятно обширна и увлекательная! Погружайтесь в мир гарнитур и шрифтов: изучайте новые начертания и не забывайте экспериментировать с сочетаниями, ведь только так можно найти фирменный стиль!
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.