«Вкалывают роботы — счастлив человек»: вот, пожалуй, самое точное описание вендингового бизнеса. Это способ заработка на автоматах по продаже товаров и услуг, который в России имеет огромный потенциал к развитию. Как зайти в этот бизнес и с первых дней получать стабильный доход? Мы подготовили для вас подробную инструкцию.
Что такое вендинг и вендинговый бизнес
Вендинг — это бизнес, где источником дохода становится продажа товаров или услуг с помощью различных автоматов и роботов. Кофе-автоматы, массажные кресла, платежные терминалы, аппараты для подзарядки смартфона и продажи любых товаров (от чипсов до контактных линз) — всё это примеры вендинга.
В России подобный вид бизнеса пока развит мало, а впервые появился он сравнительно недавно, в 2000-е годы. Поэтому эксперты считают вендинг перспективным направлением, в том числе и для новичков: на старте он не требует крупных денежных вложений.
Современная Япония — образец отлично развитого вендинга: здесь на каждом шагу роботизированные киоски с едой и кофе; устройства для продажи самых разных снеков, напитков и бытовых товаров. Поэтому даже если вам кажется, что в России уже заняты все удачные точки для установки торговых автоматов, вдохновляйтесь страной восходящего солнца: её пример говорит нам, что у вендинга в России есть ещё много возможностей для роста.
С чего начать вендинговый бизнес
Для тех, кто уже присматривает свой первый торговый автомат, мы сделали подробную инструкцию по пунктам. Следуйте этому плану, и вы запустите своё дело за считанные недели.
Шаг 1: Найдите идею. Надежность VS новизна
Там, где конкуренция высокая, хорошо срабатывают свежие идеи: доход можно получить на таких автоматах, которых пока нет у конкурентов. Но если пространство ещё не перенасыщено торговыми машинами, хорошо зайдут классические варианты. Например, кофематы или точки зарядки устройств.
Как определить, что подходит именно вам? Ответ прост: изучайте конкурентов! Прежде чем определиться с идеей, проведите детальное исследование. Составьте карту со всеми автоматами в интересующей вас локации. А если вы планируете масштабный выход, стоит изучить крупные компании по обслуживанию вендинговых автоматов в городе или регионе. Эту работу необязательно проводить самому: можно поручить её выполнение специализированному агентству по маркетинговым или рыночным исследованиям.
Традиционные (и прибыльные в России) идеи для вендинга:
- Кофе, чай, какао и другие горячие напитки
- Билеты в музеи, парки, заповедники
- Холодные газированные напитки (в банках или на разлив)
- Готовая еда: от жвачек до сухариков и чипсов
- Печатная продукция: журналы, газеты
- Сезонные товары: зонты, перчатки, веера
- Цветы
- Игрушки
- Аксессуары для гаджетов
- Бытовые услуги: печать, зарядка устройств, платежи
- Развлечения: мгновенное фото, печать фотографий с телефона, чеканка памятных монет
- Здоровье: массажные кресла
Необычные идеи (на примере Японии и европейских стран):
- Роботизированные кафе и бары: посетители не просто заказывают напиток, а наблюдают, как робот готовит его
- Аппараты для маникюра
- Аппараты для чистки обуви или надевания бахил
- Аксессуары для путешественников: от беруш до сменной одежды
- Автоматическая продажа баллончиков со спрей-краской
- Продажа специального фасованного корма для животных в парке и зоопарке
- Торговый автомат с контактными линзами
- Машина по продаже средств личной гигиены в общественных уборных
- Продажа пляжных аксессуаров
Выбирая оригинальную идею, бизнесмены часто ориентируются на опыт других стран. Но важно помнить, что менталитет людей в России другой: различаются привычки и потребительские корзины. Например, японские автоматы по завариванию «быстрой лапши» вряд ли приживутся в России, ведь у нас это блюдо мало распространено, и его не принято есть на улице. Самый беспроигрышный вариант для России — это автоматы с кофе и сладостями, которые часто ставят рядом.
«Воспользуйтесь арендой или лизингом оборудования. Это выгоднее, чем брать кредиты и платить проценты. Компаний, предоставляющих такие услуги, немало, и со временем их будет ещё больше».
Павел Д. (получает 60 тыс. руб. чистой прибыли от своих автоматов, расположенных на городских автовокзалах и автобусных станциях)
Шаг 2: Напишите бизнес-план
Для первого бизнеса лучше разработать подробнейший план, который будет учитывать все детали. Это ваша возможность всё продумать заранее, чтобы не столкнуться с неожиданностями на старте.
Обязательно укажите в бизнес-плане:
- Вид деятельности (в случае вендинга это торговля товарами/продуктами/услугами)
- Форму собственности (ИП, ООО)
- Форму налогообложения (о них мы расскажем далее)
- Количество аппаратов, которое вы планируете установить. Если ваш план — начать с 1-2 машины и постепенно расширяться, укажите это
- Товары/услуги ваших автоматов
- Рентабельность бизнеса (прогноз) и сроки окупаемости
«Мой совет: не думайте, а начинайте сейчас! Пока вы ждете, вы упускаете возможности. Я рад, что начал много лет назад и взял всё лучшее от новой ниши. Сейчас конкуренция в вендинге становится жестче с каждым днём, и важно не тратить время зря»
Илья С. (купил свой первый вендинговый автомат в 2007 году)
Шаг 3: Выберите форму регистрации и тип налогообложения
Как и в любом малом и среднем бизнесе, владельцу вендинговых автоматов доступны две формы регистрации: ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Форма регистрации бизнеса влияет на то, как его владелец отвечает по долгам и обязанностям. Но есть также и режим налогообложения: он влияет на то, по какой схеме начисляется налог. Здесь уже три варианта:
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход) – самый простой способ по оформлению и отчетности. Под него не попадают автоматы с кофе и другими напитками: они оказывают услуги общественного питания, но не имеют зала для обслуживания.
- Патент – выгодный вариант для ИП.
- Упрощенная система налогообложения и бухгалтерского учета — вы платите 6% от общего дохода или 15% дохода за минусом расходов. Это требует усилий для расчета, но сумма налога будет выгоднее для крупных бизнесов, где есть наёмные работники.
ЕНВД и Упрощенная система регулируются законами субъектов РФ, поэтому могут различаться в разных местах.
От типа налогообложения будет зависеть пакет документов, который вам понадобится для регистрации бизнеса в налоговой службе. Также на руках нужно иметь документы на автоматы: сертификат соответствия Госстандарта РФ, паспорт оборудования, гарантийные талоны.
Шаг 5: Выберите автомат (или автоматы)
Б/у автоматы обойдутся гораздо дешевле. Но новые быстрее пройдут согласование СЭС. Поэтому выбирайте, что для вас дороже: деньги или время. Популярные бренды автоматов: Bianchi, Venson, Jofemar, Necta, Уникум, Azkoyen, Saeco. Независимо от того, покупаете ли вы автомат с завода или с рук, к нему обязательно должен прилагаться пакет документов: инструкция, чеки, гарантийный талон, удостоверение о регистрации.
Если вы планируете создать сеть автоматов и развивать её, выгоднее найти поставщика автоматов с выгодными условиями. Многие продавцы также предлагают запчасти и обслуживание для устройств, купленных у них.
«Купите б/у автоматы. Да, они чаще ломаются, но выгода по цене может быть в три раза. Это позволит сэкономить и вложиться в лучшие товары или ингредиенты. Люди не будут знать, что вашему автомату уже пять лет, но они запомнят, что в нём всегда вкусный кофе».
Алексей Ч. (начал бизнес пять лет назад с одного автомата; сейчас владеет сетью из 30 единиц в двух городах):
Шаг 6: Выберите место
Чаще всего вендинговые машины ставят в точках большой проходимости людей или в местах, предназначенных для ожидания: на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, возле касс гипермаркетов. В торговых центрах и других помещениях автоматы меньше страдают от вандалов и непогоды. Но зато на оживленных улицах самая большая проходимость.
Кроме того, важно учитывать целевую аудиторию и подбирать товары с её учетом. Так, в медучреждениях почти всегда есть автоматы с бахилами. А машины по продаже сладостей ставят возле детских игровых центров и вблизи школ.
Если вы, как и большинство владельцев автоматов, решили установить их в помещении, вам придется договориться с собственником. Помните, что за сумму аренды стоит поторговаться! Если вы убедите собственника в том, что ему самому выгодно это размещение, можно установить аппарат и без арендной платы.
Сложности и подводные камни
В России вендинг бизнес подстерегает несколько трудностей. И если кто-то из ваших знакомых «прогорел» на таком же бизнесе, скорее всего, это случилось по одной из причин в списке ниже.
- Рост курса валюты. В России вендинговые автоматы не производятся: все устройства, запчасти и расходники поставляются из-за рубежа. Поэтому с падением курса рубля по отношению к доллару и евро рентабельность также падает.
- Климат. В России устанавливать торговые автоматы и терминалы можно только в помещении, потому что зимой на улице они не востребованы. К тому же, от жары и мороза устройства и товары быстро портятся. А установка в помещении — это зачастую расходы на аренду.
- Сложности с законодательством. Законы об онлайн-кассах замедлили развитие вендинга в России, хотя после поправок и перестали на него распространяться.
Какими будут расходы?
Вендинговый автомат окупается примерно через год. Это может показаться преувеличением, ведь наценка на товар составляет до 300%, а стоит аппарат недорого (особенно если брать его «с рук»). Однако не будем забывать и про другие затраты:
- покупка комплектующих и расходников
- установка: оплата грузчиков, электриков
- оплата аренды (в среднем 4-5 т.р. в месяц)
- технический осмотр аппаратов
- реклама
- разрешение от СЭС и получение соответствующих документов
- разрешение от электриков и одобрение пожарной инспекции
- уплата налога
- непредвиденные расходы: например, топливо или такси в случае срочной поездки к автомату для устранения неполадок; внеплановый ремонт в случае вандализма
- зарплата персоналу
«Ищите инвестора. Это хороший способ на старте сосредоточиться на бизнесе, а не на том, что вы будете есть завтра. Я взяла льготную ссуду в Центре развития малого бизнеса и купила автоматы на неё. Со своих сбережений я купила товар и оплатила установку; спустя семь месяцев смогла погасить ссуду и начала получать прибыль».
Алина М. (открыла сеть из 5 автоматов в 2020-м году; окупила затраты за 7 месяцев)
Обслуживание вендинговых автоматов
Многие бизнесмены, начиная зарабатывать на вендинге, сначала сами выполняют всю работу по обслуживанию автоматов: ремонт, пополнение, инкассация. Это не только снижает затраты, но и помогает анализировать вендинговый бизнес в реальном времени: вы сразу видите, какие точки популярнее; какие товары регулярнее берут; какие автоматы чаще выходят из строя.
Также обязательно работайте с конфликтными ситуациями (автомат не выдал продукцию, сдачу; продукт испорчен, и т.д.). Это ваш вклад в репутацию: если пользователь получил негативный опыт, он запомнит автоматы с вашей маркировкой и будет их избегать. И наоборот, хорошее впечатление — залог того, что к вам придут снова.
Плюсы и минусы вендинга
Если вы всё ещё не определились, насколько этот бизнес «ваш» — этот чек-лист поможет принять решение.
Плюсы:
- Небольшие вложения на старте. Можно начать с одного б/у автомата на бесплатной аренде и постепенно расширять сеть. Новый вендинговый аппарат стоит 200-300 тысяч рублей и больше; бывший в употреблении — около 90-120 тысяч (в зависимости от марки, состояния и функций).
- Не требует сложного обучения ни для владельца бизнеса, ни для персонала.
- Низкие расходы на аренду и обслуживание.
- Малые расходы на персонал: поначалу делать пополнение и инкассацию можно самостоятельно, а позже обходиться несколькими сотрудниками.
- Можно легко поменять место размещения автомата, наполнение, ценники. Поэтому цена любой ошибки невысока.
- Много свободных ниш в России.
Минусы:
- Этот бизнес требует внимания: следить за состоянием автоматов; регулярно пополнять товар.
- Регулярный ущерб от вандалов, особенно у уличных автоматов.
- Окупаемость от 1 года.
- Жесткая конкуренция в прибыльных точках и популярных нишах (например, горячие напитки на автовокзалах и в аэропортах).
- Частые проверки от госслужб.
Вендинг — бизнес для энергичных людей, которые могут действовать оперативно и быстро решать проблемы. Если вы причисляете себя к ним, то у вас точно всё получится!
Редактор блога и специалист по контент-маркетингу в Turbologo. Статьи Виктории содержат полезные советы о маркетинге, создании бренда и продвижении его в Интернете.