Логотип — «ярлык» для бренда, его визуальный символ. В этом лаконичном изображении зашифрована информация о компании: её ценности, миссия и аудитория. Фирменный знак должен запоминаться и ассоциировался с организацией. Эти базовые правила остаются неизменными. А вот тренды в дизайне логотипов меняются каждый год, заставляя бренды актуализировать айдентику.
Мы проанализировали тренды за последние пять лет и заметили, что многие их них повторяются. Это уже не просто тренды — а стандарты в области дизайна логотипа.
Тренды в лого: с 2018 до наших дней
Какие тенденции в дизайне логотипов продолжают быть актуальными на протяжении последних 5 лет? Разберемся в этом.
Минимализм
Каждый раз, когда дизайнеры обсуждают главные тенденции следующего года, минимализм всегда оказывается в списке. Это неудивительно, поскольку минимализм — это не только эстетическое, но и функциональное направление. Узнаваемость бренда с минимальными когнитивными усилиями помогает преодолеть небольшой объем внимания.
Цель минимализма в дизайне логотипа — добиться узнаваемой эмблемы, используя только простые формы, линии и цвета.
Пример стремления фирменного стиля компаний к минимализму — новый логотип Renault. Новый дизайн знака значительно упрощен: пропал объем и реалистичность изображения. Теперь логотип Рено выполнен в конкурном стиле.

В графическом дизайне минимализм — это лаконичность, возведенная в абсолют; отсутствие украшений и элементов, в которые нужно всматриваться. Компания с помощью минималистичного лого говорит с потребителем на одном языке и быстро завоевывает лояльность.
Однако этот подход не следует путать с ленивой и легкой работой. Минимализм — это не просто сокращение дизайна до минимума. Скорее, это искусство убирать шумы так, чтобы оставалось чистое изображение с четким посланием. Минимализм обеспечивает прочную основу и оставляет простор для воображения.



Упрощение
Минимализм не стоит путать с упрощением: если первое — визуальный стиль, то второе — процесс. Упрощение видно, если сравнивать версии популярных логотипов разных лет. Но и новые лого могут быть созданы в рамках этого тренда.

Речь идёт об упрощении формы и ограничении палитры: с 2018 года лого активно избавляются от мелких деталей и сокращают палитру. Из логотипов уходят тени, текстуры, «лишние» символы и части надписей. Главная причина этой тенденции — появление и развитие мобильных приложений, обязательная презентация каждого бренда в интернете.
Пример: новый логотип Lada, созданный для рекламы. Из него пропал объем, оставив в знаке только контуры. Это не ухудшит узнаваемость бренда, но при этом упростит восприятие лого в рекламе.

Теперь логотипу нужно быть кроссплатформенным: хорошо смотреться и в печатном варианте, и на сайте, и в смартфоне, на иконке приложения. Чтобы достичь этого, он должен:
- состоять из крупных и хорошо разделенных элементов,
- быть вписанным в условный квадрат или круг (т.е. не растягиваться в длину или ширину),
- не обладать сложной палитрой, которая будет искажаться при печати.
Чем меньше различается логотип на сайте, в соцсети и на вывеске, тем быстрее потребитель запоминает изображение и начинает прочно ассоциировать его с продуктом.
Градиент
Плавные переходы цвета на логотипе — приём, который стал популярным ещё пять лет назад. Яркие примеры — Instagram* и Master Card: в 2016-м эти компании сделали новые лого в ярких цветах, плавно переходящих один в другой. Примечательно, что за пять лет приём не потерял актуальность.
Например, в 2021-м телеканал «Муз ТВ» полностью обновил айдентику, и в его новом логотипе тоже есть градиент.

У градиента в логотипе есть несколько важных плюсов:
- Знак не выглядит вычурным: это вписывается в тренд упрощения;
- Универсален: можно применять для надписей и изображений;
- Делает лого ярче и динамичней, даже если цвета всего два.
Градиенты представляют сложность при печати. Но в 2021 году большинство людей видят логотипы только на экране. Здесь можно использовать яркие оттенки, переходы цвета — и дизайнеры используют эту возможность. Как говорят сами разработчики лого, градиенты стали восприниматься как самостоятельные цвета.
Градиенты придают логотипу трехмерный эффект, заставляя изображение выделяться на экране. Лого с градиентом легче запомнить по сравнению с цветными логотипами. Эта тенденция настолько сильно повлияла на дизайнеров, что в ближайшее время вы увидите еще много знаков с градиентом.



Многослойность
Этот тренд ещё называют «перекрытие». В логотипе создаётся эффект наложения нескольких плоскостей за счёт фигур, заходящих друг на друга, и смешивания цветов. Такой приём придаёт лого дополнительный «объём», и помогает привлекать и удерживать внимание аудитории.
Чаще применяется частичное наложение одинаковых фигур разного цвета, при этом в зоне их пересечения возникают дополнительные цвета. Часто используется эффект «смешения красок»: например, на пересечении красной и желтой фигур появляется оранжевый цвет.
Наложение может происходить над одной формой, буквой или охватывать всю комбинацию элементов. Используя эту тенденцию, дизайнеры отказываются от плоских и полуплоских дизайнов.
Пример: новый логотип Яндекс.Директа. Знак не только упростился, но и стал многослойным. На нем изображена желтая стрелка на синем фоне. Возникает эффект, будто стрелка представлена не переднем плане.

Хотя оттенки и формы останутся простыми, с многослойностью дизайнеры создают более сложные логотипы, которые помогут компаниям оригинально рассказать о своих продуктах или услугах.



Винтаж
Тренды часто работают как маятник, который раскачивается туда и обратно. Сильное увлечение одной тенденцией вызывает к жизни её противоположность. Так, увлечение минимализмом и упрощением, которые породили тысячи футуристичных логотипов со сглаженными углами и шрифтами без засечек, привело к увлечению ретро.
Стили прошлых эпох покоряют обилием декоративных элементов и удачно играют на чувстве ностальгии.

Например, лого франшизы “The Stranger Things” («Очень Странные Дела») — шрифт, стилизованный под обложки дешевых книжных серий 80-90 годов. Это засечки на буквах и прямые линии, обрамляющие надпись. На некоторых постерах франшизы буквы словно сделаны из неона. Важный нюанс: винтаж в логотипе должен быть оправдан легендой бренда. У «Странных Дел» он выглядит органично, ведь действие происходит в 1980-е.
Когда дело доходит до моды, принято считать, что то, что когда-то было старым, снова становится новым. То же самое можно сказать и о тенденциях в дизайне. Последние 5 лет мы увидим возрождение логотипов возврата 80-х с большим количеством пикселей, хрома и неона.
Чаще всего винтажный логотип обозначается типографикой, особенно в художественном стиле. Помимо шрифтов добавляются значки, завитки, сделанные вручную узоры и значки, чтобы создать этот уникальный ретро-вид.



Заключение
То, что мы перечислили в этой статье — топ-5 стабильных трендов в дизайне логотипов. Есть и другие «долгоиграющие» тенденции и приёмы, которые входят в моду на сезон-два. Надеемся, наша статья побудит узнать о них больше из других обзоров и вдохновит развивать насмотренность, чтобы самостоятельно замечать тенденции и закономерности!
*Meta (Facebook и Instagram) признана в России экстремистской организацией
